Хроники лжи.

Катастрофа MH17.

Со дня крушения малайзийского «Боинга» в небе над Украиной прошло больше двух лет. За это время российские СМИ неоднократно ставили под сомнение результаты официального расследования причин трагедии, унесшей жизни 298 человек.

Служба мониторинга Би-би-си проследила за тем, как менялись версии катастрофы в интерпретации прокремлевских медиа.

Испанский диспетчер.

17 июля 2014 года в 19 часов по московскому времени новостной телеканал LifeNews сообщил о «новой победе донецких ополченцев», которым якобы удалось подбить очередной транспортный самолет Ан-26 ВВС Украины. На этот раз — около города Торез.

«Все произошло около пяти часов вечера по московскому времени. Над городом пролетал Ан-26, внезапно в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет начал падать», — отметила ведущая, комментируя любительское видео с места событий.

Новость тут же подхватили многие новостные сайты и телеканал «Россия 24».

Однако менее чем через час выяснилось, что на кадрах, показанных в эфире российских телеканалов, был вовсе не Ан-26, а малайзийский «Боинг», летевший в Куала-Лумпур из Амстердама.

В первые часы после подтверждения информации о сбитом пассажирском лайнере в небе над Украиной российские СМИ отвергали возможность причастности к катастрофе донецких сепаратистов.

«Специалисты уверяют: сбить лайнер теми средствами, что есть в распоряжении повстанцев, так высоко невозможно», — сообщил корреспондент программы «Время» на Первом канале.

«Самолет упал в районе населенного пункта Грабово, что неподалеку от поселка Снежное, которое позавчера как раз и бомбили, интенсивно очень бомбили украинские ВВС», — отметил журналист телеканала «Россия».

Параллельно с этим в СМИ начали активно распространяться альтернативные теории, в том числе конспирологические.

Поздно вечером 17 июля русскоязычный сайт телеканала RT опубликовал твит «испанского диспетчера» в Киеве о том, что за несколько минут до крушения Боинга рядом с ним были замечены украинские военные самолёты.

Сообщение вскоре подхватил телеканал «Россия-24», а также ряд интернет-изданий. Вскоре Твиттер-аккаунт «диспетчера» был признан фейком и заблокирован.

Самолет Путина

Еще одной версией, получившей большое распространение в российских СМИ вечером того же дня, стала теория о том, что вероятной целью сбивших «Боинг», вероятно, был борт номер один президента России, возвращавшийся из латиноамериканского турне.

«Контуры самолетов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдаленном расстоянии она практически идентична», — цитировало источник в Росавиации агентство Интерфакс.

На следующий день, когда заголовки мировой прессы пестрели обвинениями в адрес Кремля, российские государственные телеканалы продолжили обвинять в произошедшем Украину.

«Формально малайзийский лайнер был сбит в мирном небе. Несмотря на то, что украинские власти еще 8 июля объявили пространство над юго-востоком бесполетным, транзитные эшелоны продолжали работать» — заметил корреспондент «Вестей».

Одновременно в интернете появились новая конспирологическая теория: газета «Московский Комсомолец» сообщила со ссылкой на «очевидцев» и одного из тогдашних лидеров сепаратистов Игоря Стрелкова, что, возможно, некоторые пассажиры Боинга были мертвы еще до падения.

Тем не менее, спустя несколько дней эта версия, равно как и слухи о попытке сбить «борт номер один» ушли на второй план, уступив место официальным заявлениям минобороны России.

Исчезающий «Бук»

20 июля госсекретарь США Джон Керри, выступая в эфире CNN, обвинил Россию в поставках крупных партий вооружений сепаратистам на востоке Украины.

21 июля российские государственные телеканалы заявили, что, согласно данным российских военных, группировка украинских зенитных комплексов «Бук» накануне трагедии появилась в Донецкой области и вскоре после нее исчезла.

«Кроме того, в момент крушения на одном эшелоне с лайнером находился еще один объект — украинский Су-25», — отметил ведущий «Вестей», ссылаясь на данные минобороны.

В конце мая 2015 года международная независимая группа Bellingcat заявила, что снимки украинского комплекса «Бук», якобы зафиксировавшие его перемещение 14 и 17 июля 2014 года, — подделка.

25 июля 2014 года версия об украинском «Буке» вновь прозвучала с экранов телевизоров. На этот раз телеканал НТВ, ссылаясь на мнение эксперта, заявил, что Boeing-777 мог быть сбит во время учений сил украинской ПВО.

9 сентября голландская служба безопасности опубликовала предварительный отчет о причинах крушения рейса MH17. Его главный вывод — «Боинг» развалился на части в воздухе в результате воздействия извне.

В тот же день корреспондент телеканала «Россия» раскритиковал мнение экспертов, вновь напомнив о том, что в распоряжении украинских военных якобы есть «Буки». «На этой фотографии виден ракетный комплекс с повернутой пусковой установкой. 17 июля она неожиданным образом куда-то исчезла», — отметил он.

«Специалисты уверены — эксперты упустили время, когда могло быть проведено полноценное и объективное расследование. Украинская сторона словно намеренно сделала все возможное, чтобы реальную причину катастрофы выяснить было уже нельзя», — заключил корреспондент.

Сенсационный снимок

Тем не менее, в ноябре того же года версию об украинском «Буке» неожиданно сменила новая — о ракете «воздух-воздух».

Ведущий программы «Однако» Михаил Леонтьев заявил, что «в распоряжении Первого канала оказался сенсационный снимок, предположительно сделанный иностранным спутником-шпионом в последние секунды полёта малазийского «Боинга» над Украиной».

На фотографии, отметил ведущий, «отчетливо виден пуск ракеты из-под левого крыла» истребителя МиГ-29 «точно в кабину пилотов».

«Короче, не было, скорее всего, никакого «Бука», — заключил он.

Выпуск программы «Однако» вышел в эфир Первого канала 14 ноября — за несколько дней до саммита «большой двадцатки» в Австралии.

По признанию самого Леонтьева, «в преддверии важнейшей встречи мировых лидеров… тема расследования гибели пассажиров того рейса более чем актуальна», а сенсационный кадр «говорит в пользу той версии, которая на Западе почти не звучала».

Вечером того же дня похожий сюжет с «фотодоказательствами» уничтожения самолета истребителем появился в эфире телеканала «Россия». В тот же день популярный российский фотоблогер Илья Варламов обнаружил признаки подделки кадров со спутника.

Секретный свидетель

После громкого разоблачения фейкового снимка версия об истребителе вновь начала активно обсуждаться в российских СМИ в конце 2014 года.

На этот раз поводом послужила публикация в газете «Комсомольская правда» от 22 декабря. Как сообщило издание, журналисты «отыскали свидетеля, который утверждает, что малайзийский «Боинг» был сбит украинским штурмовиком Су-25.

«В деле малайзийского «Боинга» появился секретный свидетель, чьи показания снимают все обвинения с ополчения и России», — заключили авторы статьи. Вскоре этот сюжет подхватили сетевые издания, крупные телеканалы и даже Следственный комитет России. Однако история на этом не закончилась.

В начале июня 2015 года «секретный свидетель» вновь появился в заголовках государственных СМИ.

«Расследование дела о крушении «Боинга» в Донецкой области заметно продвигается. И сегодня в Следственном комитете России назвали имя основного свидетеля», сообщил Первый канал 3 июня. По данным журналистов, им оказался бывший украинский военнослужащий Евгений Агапов.

Параллельно российские медиа сообщили о результатах расследования, проведенного разработчиком зенитных систем «Бук», концерном «Алмаз-Антей».

По мнению экспертов предприятия, малайзийский «Боинг» был сбит над Донбассом ракетой 9М38М1, выпущенной из комплекса «Бук-М1″. При этом представители концерна на пресс-конференции не исключили, что ракета могла быть выпущена украинской ПВО.

В ответ основатель Bellingcat Элиот Хиггинс заявил, что Алмаз-Антей» использовал в своем докладе о катастрофе рейса MH17 некорректные и отредактированные снимки.

Спецоперация

29 июля — всего за несколько часов до голосования в Совете Безопасности ООН о создании международного трибунала по сбитому «Боингу» под Донецком — телеканал LifeNews выдвинул новую теорию о причинах падения лайнера.

Согласно этой версии, 17 июля 2014 года на борту «Боинга» взорвалась бомба. «Я практически уверен, что самолет был уничтожен изнутри, и это была спецоперация», — заявил тогда в эфире телеканала эксперт федерального информационного центра «Аналитика и безопасность» Сергей Соколов.

Устаревший «Бук»

13 октября Совет Безопасности Нидерландов опубликовал финальный отчет по итогам расследования причин катастрофы, где говорилось, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной из произведенного в России «Бука».

Комментируя доклад, российские СМИ ссылались не на голландских экспертов, а на специалистов концерна «Алмаз-Антей». Согласно их версии, малайзийский лайнер действительно был сбит «Буком», но не современным, а устаревшим.

«Самое главное — около 500 устаревших ракет 9М-38 с прямоугольными поражающими элементами до сих пор стоят на вооружении украинской армии», — отмечал корреспондент программы «Воскресное время» на Первом канале 18 октября.

К началу 2016 года альтернативная версия об украинской ракете «воздух-воздух» перестала муссироваться в СМИ, ненадолго вернувшись в заголовки прессы лишь весной этого года. Тогда телеканал BBC2 показал документальный фильм о теориях крушения рейса MH17, среди которых была и версия об истребителе.

Вторая годовщина и доклад Bellingcat

Во вторую годовщину со дня трагедии крупные российские государственные телеканалы и вовсе обошли теории о причинах крушения «Боинга» стороной.

Репортаж, показанный в конце 90-минутной программы «Воскресное время», обвинил украинские власти в халатности из-за того, что Киев не закрыл воздушное пространство в зоне боевых действий.

«Спустя два года после падения малайзийского «Боинга» вопросов к Украине становится все больше, и один из главных — почему, несмотря на рекомендации европейских экспертов, Киев вовремя не закрыл воздушное пространство?» — отметила корреспондент Первого канала.

Телеканал «Россия 1», в свою очередь, и вовсе проигнорировал годовщину.

Однако в сентябре — в преддверии публикации голландского доклада о крушении Боинга — в российских СМИ вновь стали звучать версия об украинском «Буке». На этот раз в центре внимания оказался мартовский доклад Bellingcat, а также новые данные от российского министерства обороны.

Целый ряд СМИ, включая англоязычный телеканал RT и издание Lenta.ru, отвергли доводы отчета Bellingcat о том, что к катастрофе причастны военнослужащие 53-й российской зенитно-ракетной бригады.

В своих репортажах все они сослались на расследование группы российских волонтеров под руководством главного редактора сайта «Сегодня.ру» Юрия Котенка.

Госканалы, в свою очередь, сосредоточили внимание на данных, представленных во время брифинга 26 сентября. По данным военного ведомства, Ростовская РЛС не засекла ракету, выпущенную по «Боингу» с территории сепаратистов.

Тем не менее, оппозиционные блогеры и некоторые либеральные медиа отметили, что, по сути, минобороны — а вслед за ними и прокремлевские телеканалы — окончательно отказалось от версии о штурмовике Су-25, которую сами же и выдвинули спустя несколько дней после катастрофы.