
Что на самом деле сказал Стубб
Le Monde: Президент Финляндии Александр Стубб.
Лидер страны, твердый сторонник Киева, считает, что уход России с занятых территорий нельзя выдвигать в качестве предварительного условия для возможных переговоров.
Александр Стубб занимает пост президента Финляндской Республики с марта. Бывший премьер-министр-консерватор, он входил в состав различных коалиционных правительств, занимал посты министра финансов и иностранных дел. Он является одним из самых сильных европейских сторонников Киева, но открывает дверь для возможных переговоров между Украиной и Россией.
Что Вы думаете о желании президента Украины Владимира Зеленского видеть Россию участником предстоящего мирного саммита?
Зеленский правильно разыгрывает свои карты. С самого начала он хотел взять на себя инициативу в процессе обсуждения. Теперь мяч находится на стороне России. Украина и Зеленский находятся в гораздо более сильном положении, чем два месяца назад. Они получают оборудование и бюджеты, необходимые им для сохранения своих позиций. Мы больше не находимся в ситуации, близкой к отчаянию, в которой были весной в связи с блокированием американской помощи и трудностями Европы с поставками оборудования Киеву. Нет и никакого российского прорыва. По данным нашей разведки, Россия не продвигается вперед, а ее потери еще больше, чем раньше. Путин думал, что Запад устанет от конфликта. Он думал, что сможет дождаться американских выборов. Но он ошибался.
Может, уже пора говорить о переговорах или даже территориальных уступках со стороны Украины?
Нужно различать возможный процесс обсуждения, который не является самоцелью, и мир. Начало переговоров не означает, что ты собираешься идти на уступки. Зеленскому нужны четыре элемента, чтобы этот процесс был окончательным.
Первое касается территорий, которые сейчас оккупированы Россией, и это будет только его решение.
Во-вторых, Украине нужны гарантии безопасности. И здесь мы можем помочь — через двусторонние соглашения и возможный путь в НАТО и, конечно же, в Европейский союз [ЕС].
В-третьих, необходимо правосудие, чтобы преследовать российских военных преступников.
Наконец, Зеленскому нужна поддержка в восстановлении его страны.
Должна ли Россия сначала вывести свои войска?
С нашей точки зрения, путь к миру очевиден: Россия должна вывести войска. Но нельзя рассматривать этот вывод как предварительное условие. Нам нужно убедить глобальный Юг в том, что то, что делает Россия, — это империализм. В их интересах остановить этот конфликт. Если бы [президент Китая] Си Цзиньпин хотел остановить конфликт, он мог бы позвонить Путину и сказать: «Хватит». Китай мог бы сделать многое, чтобы остановить боевые действия, потому что он находится в сильной позиции по отношению к России.
Считаете ли Вы, что Зеленский открывает дверь для переговоров с Россией под давлением Китая и Глобального Юга?
Очевидно, Зеленский считал, что первый этап переговоров должен проходить без участия агрессора. Теперь мы достигли точки, когда переговоры должны начаться. Реальность такова, что если ты хочешь вовлечь Китай и страны Глобального Юга, то Россия тоже должна быть вовлечена. На Западе часто забывают, что 141 страна осудила российскую агрессию против Украины на первом голосовании Генеральной Ассамблеи ООН, но только около сорока государств ввели санкции. Ни одна страна Латинской Америки или Африки не сделала этого. А в Азии санкции приняли только Япония, Южная Корея и Сингапур.