
Что стоит за обвинениями Трампа в адрес Зеленского?
Здесь будет мой обобщённый вывод из четырёх прочитанных сегодня утром материалов — NBC News, The Economist, CNN и The New York Times.
11 пунктов, в двух частях.
- Трамп считает, что априори вправе требовать от Зеленского уступок, так как США выделили Украине $75 млрд военной помощи (всего с финансовой и гуманитарной — $120 млрд) и на протяжении трёх лет были гарантом выживания Украины.
- Администрация Трампа прекрасно знает, сколько денег она на самом деле выделила Украине. Заявление о Трампа $350 млрд — намеренное преувеличение в 3 раза, чтобы оказать давление на Зеленского.
- Зеленский не был против компромиссов, на протяжении трёх месяцев с момента выборов его команда и украинские лоббисты делали всё, чтобы публично поддерживать риторику нового президента, показывая, что они на его стороне, а проблема на самом деле в Путине. Трамп даже начал публично критиковать Путина. Но затем всё изменилось.
- Последовавшие на прошлой неделе шаги Трампа раз за разом подрывали к нему доверие с украинской стороны. Например:
▪️накануне Рамштайна некоторые советники Госдепа советовали Питу Хегсету отказаться от заявления, что Украина не получит членство в НАТО. Но Хегсет в итоге это заявил, а его заявление поддержал Трамп;
▪️на личной встрече Хегсет ошарашил украинских чиновников заявлением, что США рассматривают вывод войск из Европы;
▪️общая пророссийская риторика Трампа, которая последовала после его разговора с Путиным;
▪️министр финансов Бессент предложил Украине катастрофическое соглашение по полезным ископаемым, при этом поставил ультиматум: час на подписание, либо встреча с Вэнсом и Рубио отменяется (встреча в итоге состоялась);
▪️Зеленский не был приглашён в Саудовскую Аравию и ничего не знал о встрече;
▪️даже Кит Келлог, спецпосланник Трампа по Украине, был уязвлён тем, что его оставили за бортом переговоров.
- Команда Трампа не считает, что оставляет Зеленского «за бортом переговоров». Они считают, что тех контактов, которые ведутся с командой Зеленского, в частности контактов в Мюнхене перед встречей Трампа и Путина в Эр-Рияде, достаточно, чтобы Украина не считала себя брошенной.
- Команде Трампа никогда не нравился Зеленский — они считают его несговорчивым. Они считают, что любой другой президент был бы более сговорчивым. Отсюда такое настойчивое требование к проведению выборов вплоть до публичных атак, которые начались позавчера. Они считают, что вправе требовать от Украины выборов за предоставленные $120 млрд за три года помощи. Выборы — необходимое условия сделки Трампа с Путиным.
- Некоторые европейцы (но неизвестно, кто именно) считают часть требований Трампа обоснованными в связи с предлагаемой США сделкой, которую они считают хоть и плохой, но всё же не катастрофической для Украины: сделка предполагает введение 30-тысячных «сил поддержки», а NBC News пишет, что США даже рассматривают автоматические вступление Украины в НАТО, если Россия нарушит условия сделки. Но есть проблема: выборы.
- Согласно опросам, Зеленский проиграл бы Залужному на конкурентных выборах, набрав 30% против 65% у генерала. Отсюда, опять-таки, риторика Трампа о 4% — намеренное публичное занижение с целью оказать давление. Но с выборами много проблем и рисков, которые Трамп не понимает. Хуже того, кажется, ему вообще всё равно.
- Проведение выборов — это именно тот сценарий, которого добивается Путин, это понимает Зеленский и не понимает Трамп. Почему?
▪️Украина не получает никаких гарантий на случай прекращения огня, Россия может возобновить боевые действия ровно в момент выборов, армия не будет в боеготовности в этот момент, это создаёт большие риски повторного вторжения с быстрым прорывом, а 30-тысячная группировка «сил поддержки» не станет преградой для России, тем более, что она будет расположена не на фронте, а в тылу;
▪️Украине предлагается просто довериться Трампу, что тот договорится с Путиным, что тот не нападёт в тот самый момент, но проблема не только в том, что нет доверия к Путину — Украина не может доверять Трампу в связи со всем вышеперечисленным;
▪️даже если выборы пройдут успешно, существует много рисков: политический паралич в расколотом парламенте (например, как во Франции, где ни одна из коалиций не набирает большинства); Порошенко и Тимошенко всё это время ищут контакты с советниками Трампа; отсутствие единства во власти, которая обеспечивает вертикаль приказов; слабый новый президент; влияние Кремля на политическую кампанию; склонность Америки к пророссийским силам; готовность Трампа к приходу к власти в Украине пророссийских сил.
- Не понимая этого, Трамп продолжает угрожать Зеленскому. Хуже того, за угрозами может последовать полное прекращение военной помощи, отключение старлинков и прекращение передачи разведданных от США, которые Украина получает в режиме реального времени. Всё это окажет критическое влияние на боеспособность Украины на поле боя.
- Учитывая всё вышеперечисленное, у Украины остаётся слабое пространство для манёвра. Согласно источникам The Economist, в украинском парламенте существует мрачное предчувствие, что Украине ничего не останется, кроме как пойти на все риски связанные с выборами и прекращением огня.