
Записки Кофмана с украинского фронта
Заметки Майкла Кофмана после недавнего возвращения с украинского фронта. Кофман посетил разные подразделения, работающие с беспилотными системами, и его записи основаны как на личных наблюдениях, так и на разговорах с украинскими солдатами и командирами.
Часть 1.
ℹ️ Ситуация улучшилась по сравнению с осенью 2024 года. Наступательный импульс России значительно замедлился зимой, хотя пока рано говорить, что фронт стабилизировался — особенно после отхода Сил обороны из Курской области.
ℹ️ Продвижение российских войск остановилось по трём причинам: истощение ресурсов из-за потерь осенью, эффективная адаптация украинцев к тактике российских наступлений и зимняя погода, замедлившая темпы операций.
ℹ️ Эта динамика может не сохраниться весной. Похоже, российские силы перегруппировываются для возобновления наступлений. Украинцы тактически улучшили противодействие, используя дроны, чтобы компенсировать нехватку живой силы на передовой.
ℹ️ ВСУ успешно изматывают российские силы на расстоянии до 30 км благодаря сочетанию дистанционного минирования, дронов и традиционного огня. Это позволяет удерживать фронт с малой плотностью пехоты. Российские части часто не доходят до укреплённых позиций, а техника массово теряется при штурмах.
ℹ️ Украина вложилась в такую стратегию ещё в прошлом году, значительно расширив подразделения дронов — «Птицы Мадяра», «Lasar’s Group», «Ахиллес» и другие. Также были вложения в масштабирование производства мин и БПЛА. Сейчас дроны — ключевой фактор стабилизации фронта.
ℹ️ На текущий момент дроны ответственны за более чем 60% ежедневных потерь российской армии. Они стали главным инструментом сдерживания атак, в сочетании с минами и артиллерией. Благодаря лучшей интеграции дронов подход стал более системным на тактическом уровне.
ℹ️ Роль дронов продолжает расширяться — как средство борьбы с другими дронами. Возрастает значимость наземных беспилотников (UGV) в логистике и в операциях прорыва. Постепенно растёт уровень автоматизации — наведение, беспилотные башни и так далее.
ℹ️ Украина теперь сама производит большую часть необходимого для ежедневных боевых задач — от мин до дронов. Однако она по-прежнему зависит от Запада в вопросах дальнобойных точечных ударов (GMLRS), перехватчиков для ПВО, запчастей и техобслуживания, а также нематериальной поддержки.
ℹ️ Зимой Украина получила значительные поставки артиллерийских боеприпасов и техники, а также нарастила собственное производство дронов. На большинстве участков фронта наблюдается относительный паритет в артиллерийских ударах и ударных дронах, хотя есть асимметрия в отдельных категориях.
ℹ️ Назначения новых командиров, особенно Драпатого, который теперь возглавляет и Сухопутные войска, и Оперативное командование «Хортица», положительно повлияли на мораль в подчинённых частях. В мае 2024 года Драпатый взял на себя оборону Харькова на второй день наступления и стабилизировал ситуацию.
ℹ️ Реформа подготовки наконец сдвинулась с мёртвой точки. Под руководством нового командующего Сухопутными войсками ожидается улучшение качества обучения, инфраструктуры, обновление программ, замена инструкторов и привязка тренировки к реальным боевым нуждам.
ℹ️ Структурный дефицит личного состава остаётся главной проблемой Украины. Мобилизация пока недостаточна, чтобы её решить, также сохраняется проблема самовольного оставления частей. Закон об амнистии побудил некоторых вернуться, но СЗЧ (самовольное оставление части) продолжает ослаблять армию.
ℹ️ К счастью, Украина приостановила создание новых бригад — одно из самых спорных решений. Вместо этого идёт прогресс в формировании новых корпусных структур, ближе к дивизиям, на базе лучших бригад ВСУ.
ℹ️ В последние месяцы российские силы не достигли значимых успехов у Покровска, Часового Яра и Купянска. Основное продвижение наблюдалось в районах Великой Новосёлки, Курахово и Курской зоны.