Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Исторический отказ: Китай больше не будет спасать экспорт любой ценой

Исторический отказ: Китай больше не будет спасать экспорт любой ценой

Не хочется быть излишне пафосным, но на самом деле помимо взаимных тарифов, Китай вчера совершил историческое действие куда более сильного, сейсмического масштаба, которое, без сомнений, означает фундаментально новый мир в котором мы все будем жить. За потоком новостей я его как-то пропустил, но азиатские финансисты указали на пробел в картине.

Повторяя свою ментальную модель, тарифы США нацелены на подрыв экономик ориентированных на экспорт, в первую очередь на Китай, чье благосостояние напрямую зависит от объема экспорта и торговли. Китай — страна с огромным surplus в торговле. Что, если совсем упрощать, означает, что внутри она потребляет меньше чем производит.

На практике, разрыв еще больше ибо часть того, что китайцы потребляют, в Китае не производится совсем (хоть в последнее время список таких товаров стремительно сокращается), а потому китайская экономика действительно привязана к экспорту.

США, как главный покупатель у Китая (13-15%), этим пользуется, давя на них в тарифах. Китай же пытается этот риск уменьшить через decoupling, агрессивное расширение экспорта в страны Африки, LATAM и ЮВА, а также через стимулирование внутреннего потребления.

В 2017, когда США ввели свои первые тарифы, многие запомнили что никакой обещанной инфляции то не было. Мол, визуально, американцы и не ощутили тех тарифов. На этой мифологеме выстроена значительная часть уверенности Трампа, что «все будет как надо».

Но на деле, американцы не ощутили последствий не из-за гениальности тарифов, а из-за того, что тогда Китай девальвировал юань для компенсации американским покупателям.

Условно говоря, один доллар означал шесть юаней, и монитор произведенный в Китае за шесть тысяч юаней стоил тысячу долларов в США. С тарифами он должен был бы стоить тысячу двести, что снижало бы спрос и стимулировало бы переносить производство.

Но Китай девальвировал валюту. Теперь доллар стоил условные семь юаней. Значит монитор стоил уже 850 долларов, что после тарифов давало приблизительно ту самую тысячу. Это помогло американцам покупать и дальше китайские товары даже после тарифов, но стоило Китаю внутреннего потребления. Падение юаня вызвало инфляцию на импорт уже внутри Китая и обвалило внутренний спрос.

Получается, что в 2017 Китай пожертвовал внутренним покупателем ради сохранения устойчивого экспорта и производителей.

Это прямо не называлось сейчас, но в разных анализах мелькало постоянно. Мол, в ответ на тарифы Китай может опять девальвировать валюту и опять компенсировать ущерб. Многие инвесторы и рынки закладывали девальвацию юаня, и ожидали что Китай отреагирует также как в 2016. Но Си, который ставит во главу угла теперь внутреннее потребление ответил вчера:

Not anymore.

Китай объявил, что не станет девальвировать юань в ответ на тарифы. Ибо это означало бы ущерб потребителю. Вместо этого они вводят тарифы и будут стимулировать внутренний спрос дешевыми кредитами и фискальными стимулами. Огромная часть стратегии США провалилась, теперь американцы ощутят на себе всю полноту тарифов в полном объеме уже с середины апреля.

Почему это эпохальное событие?

Потому что на наших глазах происходит трансформация Китая в полноценную мировую империю. Из страны, все равно пресмыкающейся, страны которая старалась подыгрывать США и играла в роль «не бейте, мы такие беззащитные» они перешли на модель «стык в стык, теперь мы больше не будем плясать под вашу дудку и ставим во главу угла внутренний спрос, а не экспорт к вам».

Повторюсь, это событие сейсмического характера, Китай меняется, Китай скидывает плащ и выходит на арену готовый идти в жесткое столкновение, с прямым посылом:

Нам более ничего от вас не надо и трясти перед вами жопой ради экспорта мы не будем. Хотите — давайте договариваться, не хотите? Как хотите.

Подпишитесь на нашу рассылку

Будьте первыми, кто узнает последние обновления