Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Путь из плена — в ад. Как Россия обращается со своими военнопленными

Путь из плена — в ад. Как Россия обращается со своими военнопленными

Военный обозреватель ChrisO_wiki, который внимательно следит за ситуацией с российской стороны, пишет, что участились случаи, когда российских военнопленных сразу после обмена отправляют в штурмовые отряды. Им отказывают в воссоединении с семьями, допрашивают сотрудники ФСБ, а в некоторых случаях их привлекают к ответственности. Многие из них пытались покончить с собой.

Родственники освобождённых российских военнопленных неоднократно обращались к властям с просьбой позволить близким вернуться домой. Однако, по их словам, мужчин тут же отправляют обратно на фронт, даже не дав им возможности увидеться с семьёй. В одном видеобращении, опубликованном в прошлом месяце, жена пленного российского солдата Алексея Фролова рассказала, что он ожидает своей очереди на обмен уже год. Она умоляет власти отпустить его домой, а не отправлять снова на фронт.

Другой случай — 23-летний Кирилл Путинцев, который попал в армию из тюрьмы в мае 2024 года и был пленён менее чем через месяц после ранения. Его освободили в мае 2025-го. Однако ему, как и другим освобождённым, не позволили встретиться с семьёй. По словам его сестры Яны, «их несколько раз допрашивали [офицеры ФСБ]. И сразу после этого Кирилла снова отправили в Украину — в часть № 95396 (1454-й мотострелковый полк). Там ему прямо сказали: «Отпуска не будет. О демобилизации забудь». Ему даже отказали в медицинской комиссии. Его вернули в строй с разорванной спиной и без пальцев».

Путинцев позже перенёс нервный срыв, пытался покончить с собой и был госпитализирован. Его сослуживцы говорят, что многие другие солдаты тоже пытались свести счёты с жизнью после возвращения из плена.

«Никто не хочет возвращаться», — говорит солдат того же полка. «Некоторым повезло попасть в госпиталь. Остальных просто подлатали и снова кинули на фронт. Нас всех прикрепили к части № 42038. Нас отправляют на штурмовые задания».

Других — судят за то, что они попали в плен. В мае 2023 года российский парламент принял закон, запрещающий сдаваться в плен. Солдаты обязаны сражаться до смерти, если только не получили тяжёлые ранения и не могут сопротивляться.

В апреле 2025 года российский суд приговорил 42-летнего Романа Иванищина к 15 годам заключения за то, что он сдался в плен 10 июня 2023 года. Его командир пытался помешать этому, обстреливая его позицию, но в результате ответного огня украинцев погибли двое других российских солдат. Иванищин описал тот день как «настоящее пекло». Родственник добавил: «Ты не только воюешь и не понимаешь, за что, но и свои же постоянно подставляют: отправляют на штурм без поддержки, сажают в яму или избивают, если пьяный».

Иванищина вернули в Россию в январе 2024 года в составе группы из 248 военнопленных. Его направили на Сахалин, где сразу же арестовали. Он провёл больше года в СИЗО, прежде чем был осуждён.

У России долгая история подозрительного и жестокого отношения к возвращённым военнопленным. Как и во времена Второй мировой войны, пленных «фильтрует» секретная полиция — тогда НКВД, сейчас — ФСБ, чтобы оценить их лояльность и возможную вину.

Российские призывники, захваченные Украиной во время вторжения в Курскую область в 2024 году, рассказывали о особенно жёстком обращении. Те, кто вернулся спустя несколько месяцев, утверждали, что их заставили подписать контракты, превращая в контрактников. Родственники 25-летнего Григория Савинкова утверждают, что ему и другим угрожали уголовными делами и физическим насилием, если они откажутся подписывать контракты. Людей держали в ямах, чтобы «подтолкнуть» к подписанию.

Подпишитесь на нашу рассылку

Будьте первыми, кто узнает последние обновления