Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Дроны и танки: кто действительно решает исход войны

Дроны и танки: кто действительно решает исход войны

Британский стратег в области обороны, имеющий опыт службы в британской армии, работы в компании McKinsey и европейской оборонной промышленности, советник компании KNDS Germany Николас Драммонд опубликовал интересный тред.

Тред посвящён анализу влияния дронов на современную войну, особенно в контексте Украины, где дроны безусловно выступают асимметричным оружием, меняющим тактику и экономику боевых действий. Но главная мысль автора в том, что, несмотря на угрозу от дронов, традиционные элементы, такие как танки и бронетехника, остаются необходимыми, а ключевой вызов заключается в разработке эффективных, многослойных и недорогих систем противодействия дронам, чтобы вернуть свободу манёвра на поле боя.

Способность дронов стоимостью 300 долларов уничтожать бронетехнику стоимостью миллионы долларов стала одной из ключевых тем войны в Украине. Нам постоянно повторяют, что дроны — это асимметричное оружие, которое фундаментально изменило характер и экономику сухопутных боевых действий.

Это не иллюзия: дешёвые дроны действительно демократизировали воздушную мощь. Как инструмент наблюдения они рассеивают туман войны. Как средство артиллерийского наведения они обеспечивают быстрое и точное корректирование огня. А как ударное оружие они позволяют небольшим подразделениям наносить значительный урон более крупным атакующим силам.

Мы видели, как ближнедистанционные (short strike) дроны используют как мобильные минные поля: рои внезапно поднимаются с соседних полей, чтобы остановить вражеские атаки в kill zone. Дальнедистанционные (deep strike) дроны применяют для ударов по критической инфраструктуре, вражеским штабам и аэродромам, расположенным далеко от линии фронта.

Короче говоря, дроны повсюду и они здесь надолго. Они заставляют армии НАТО фундаментально переосмыслить, как вести бой. Однако, прежде чем отказываться от определённых традиционных возможностей, мы должны убедиться, что не «выплёскиваем ребёнка вместе с водой» [идиоматическое выражение “don’t throw the baby out with the bath water” означает предостережение против поспешных решений].

Популярная мантра — «танки умерли». Тем, кто всерьёз в это верит, я бы задал два вопроса: считаете ли вы, что войска были бы в большей безопасности, если бы разворачивались без защищённой мобильности? Считаете ли вы, что войска были бы мощнее, если бы отказались от прямой огневой поддержки, которую обеспечивают пушки калибра 105 мм и 120 мм?

Говорить, что танки устарели, — то же самое, что утверждать, будто бронемашины устарели. Хотя бронетехника может быть уничтожена или выведена из строя дронами, во многих случаях экипажи выживают после таких атак. Кроме того, даже если платформы огневой поддержки уязвимы для дронов, они всё равно предоставляют бесценную противотанковую мощь и средства для разрушения вражеских укреплений.

Защита, огневая мощь и мобильность — краеугольные камни «железного треугольника» — остаются критическими для комбинированных манёвров. Это когда броня, пехота, артиллерия, инженеры и авиация работают слаженно, создавая эффект шока. Манёвр по‑прежнему является ключом к захвату и удержанию спорной территории. Мы забываем об этом.

Настоящий вызов, который ещё никто должным образом не решил, — это потребность в эффективной и недорогой системе противодействия дронам. Мы не вернём свободу передвижения на поле боя, пока не остановим дроны, которые сейчас летают безнаказанно.

Подпишитесь на нашу рассылку

Будьте первыми, кто узнает последние обновления