
Александер Исак: токсичный трансфер лета в Ливерпуль
Незадолго до дедлайна трансферного окна в понедельник в 19:00 Александер Исак наконец подписал шестилетний контракт, став новым нападающим под девятым номером «Ливерпуля». Рядом находились его гордая сестра и родители.
Через час самый дорогой игрок в истории британского футбола попрощался на тренировочной базе клуба в Киркби, где его уже ждал автомобиль до аэропорта имени Джона Леннона. Уставший, но счастливый, он поднялся на борт комфортабельного Bombardier Challenger 300 для двухчасового перелёта в Стокгольм, чтобы присоединиться к сборной Швеции перед матчами отбора на чемпионат мира против Словении и Косово.
Ранее Исак сказал клубному телеканалу LFCTV, что это «было долгим путём, чтобы оказаться здесь» — и он не ошибался. Сделка оказалась не только затяжной, но и одной из самых токсичных трансферных саг последних лет.

Решение Исака фактически устроить забастовку могло сжечь его наследие на «Сент-Джеймс Парк», но в итоге привело к тому, что «Ньюкасл Юнайтед» вынужденно согласился на его продажу в «Ливерпуль». Для мерсисайдцев трансфер обошёлся в фиксированные 125 миллионов фунтов (143 млн долларов), а для «Ньюкасла» он стоит 130 миллионов благодаря солидарным выплатам. Месяцем ранее первый запрос в 110 миллионов был мгновенно отклонён.
The Athletic пообщался с несколькими источниками, знакомыми с деталями сделки, все они говорили на условиях анонимности, чтобы защитить свои позиции. Нам удалось восстановить картину того, как Исак оказался в «Ливерпуле». Мы можем раскрыть, что:
- Ясир аль-Румайян, председатель «Ньюкасла» и глава Суверенного инвестиционного фонда Саудовской Аравии, присутствовал на судьбоносной встрече в доме Исака в середине августа.
- Эта сага осложнила отношения главного тренера «Ньюкасла» Эдди Хау с его давними друзьями — спортивным директором «Ливерпуля» Ричардом Хьюзом и генеральным директором Fenway Sports Group по футболу Майклом Эдвардсом.
- Интерес «Ливерпуля» к Исаку восходит ещё к его выступлениям за шведский АИК, когда он был подростком.
- Банки и финансовые институты узнали, что «Ньюкасл» рассматривал возможность профинансировать значительную часть из ожидаемых 130 миллионов от продажи Исака, чтобы как можно быстрее получить доступ к этим деньгам.
- Некоторые влиятельные фигуры в обоих клубах до самого вечера воскресенья сомневались, состоится ли сделка.
Это история самого дорогого трансфера в истории британского футбола — и одного из самых противоречивых.
Чтобы понять, почему Исак был готов зайти так далеко, чтобы протолкнуть переход, нужно вернуться к весне 2024 года.
У Исака ещё оставалось четыре года по контракту с зарплатой около 150 тысяч фунтов в неделю, но его окружение и миноритарная владелица «Ньюкасла» Аманда Стэйвли вели переговоры о новом соглашении на улучшенных условиях. Цена на Исака резко выросла: в сезоне 2023/24 он забил 25 голов во всех турнирах, и летом ожидал соответствующего вознаграждения.
Однако в июле 2024 года Стэйвли покинула клуб, а новый спортивный директор Пол Митчелл не считал продление контракта с Исаком приоритетом. Источники The Athletic утверждают, что ключевые лица в руководстве были «единодушны» в этой позиции. «Ньюкасл» решил дождаться укрепления своей позиции по правилам финансовой устойчивости (PSR), прежде чем возвращаться к этому вопросу.
Руководство клуба заверяло окружение Исака в его важности для амбиций команды и объясняло, что переговоры будут продолжены летом.
Это оказалось переломным моментом. Исак решил, что если он хочет бороться за самые престижные трофеи и получать соответствующую оплату, пора двигаться дальше.
В сезоне 2024/25 он забил 27 голов во всех турнирах, окончательно закрепив за собой статус, пожалуй, самого универсального центрфорварда Европы. В АПЛ больше забил только Мохамед Салах.
Был потрясающий дальний удар против «Ливерпуля» в декабрьской ничьей 3:3 на «Сент-Джеймс Парк», а затем ещё один гол в марте на «Уэмбли» в финале Кубка лиги против команды Арне Слота. «Ньюкасл» отпраздновал первый за 70 лет внутренний трофей и пробился в Лигу чемпионов, но даже это не изменило решения Исака.

В мае, ещё до окончания сезона, он сообщил «Ньюкаслу» о своём желании уйти и подтвердил эту позицию после завершения кампании. К тому моменту «Ньюкасл» был готов сделать его самым высокооплачиваемым игроком в своей истории, но Исак не был заинтересован.
Примерно в это время «Ливерпуль» узнал, что он ищет новый вызов. Сомнений в том, что Исак хотел присоединиться, не было; вопрос заключался в том, согласится ли «Ньюкасл» отпустить его.
Аналитический отдел «Ливерпуля» выделил Исака, который тогда играл в «Реал Сосьедад», как потенциальную альтернативу Дарвину Нуньесу из «Бенфики», когда клуб подыскивал нападающего летом 2022 года. Однако тогда выбор пал на Нуньеса, за которого заплатили 85 миллионов фунтов. Два месяца спустя Исак перешёл в «Ньюкасл» за 63 миллиона.
Обширное досье действующих чемпионов Премьер-лиги на Исака восходит ещё ко времени его выступлений за стокгольмский АИК и включало скаутские отчёты, составленные до его перехода в дортмундскую «Боруссию» в 2017 году, когда он был подростком.
The Athletic сообщил 15 июля, что «Ливерпуль» сделал первый шаг к подписанию Исака, выразив готовность заключить сделку примерно за 120 миллионов фунтов. «Ньюкасл» твёрдо заявил, что продавать его не собирается.
Ситуация осложнялась трудностями «Ньюкасла» в поисках усиления атаки после ухода Каллума Уилсона. Клуб уступил «Челси» в борьбе за Жоао Педру и Лиама Делапа, а Брайан Мбемо отверг предложение «Ньюкасла», так как хотел перейти в «Манчестер Юнайтед».
Когда «Ньюкасл» переключил внимание на Уго Экитике, на северо-востоке Англии ходили разговоры о том, что француза купят не вместо, а в пару к Исаку.
По мере того как лето продолжалось, источники, близкие к руководству «Ньюкасла», признавали, что подписание Экитике могло бы скорее склонить их к продаже Исака за правильную цену. В любом случае, их первоначальное предложение в 70 миллионов было отклонено, и 21 июля «Ливерпуль» перехватил Экитике, заплатив сумму, которая может вырасти до 79 миллионов.
Некоторые в «Ньюкасле» восприняли это как демонстрацию силы со стороны Ричарда Хьюза, спортивного директора «Ливерпуля», и сочли, что, раз клуб не хочет отпускать Исака, «Ливерпуль» целенаправленно нацелился на Экитике, чтобы досадить им.
В «Ливерпуле» же настаивают, что они вели тесные контакты с окружением Экитике ещё с января, а сам игрок в конце прошлого сезона беседовал со Слотом о своей роли на «Энфилде». Их позиция заключалась в том, что «Ньюкасл» подключился слишком поздно, а Экитике изначально предпочитал «Ливерпуль».
«Ливерпуль» в любом случае собирался этим летом купить одного нападающего, ведь нестабильный Нуньес должен был покинуть клуб — в итоге его продали в «Аль-Хиляль» из Саудовской Аравии за 46 миллионов фунтов. Но планы изменились после гибели Диогу Жоты в автокатастрофе в Испании в начале июля. Подписание Экитике не повлияло на решимость заполучить Исака. К середине июля «Ливерпуль» уже был сосредоточен на том, чтобы подписать обоих.
К моменту, когда Экитике вылетел на предсезонное турне с новыми партнёрами в Гонконг, Исак повысил ставки.
Нападающий отправился с «Ньюкаслом» на сбор в Австрию в начале июля, но, по словам очевидцев, его настроение изменилось после того, как переход Экитике в «Ливерпуль» был согласован. Затем последовало «лёгкое повреждение», из-за которого Исак пропустил товарищеский матч против «Селтика» 19 июля, а потом отказался лететь с командой в азиатское турне.

Игроки «Ньюкасла» уже летели в Сингапур, когда стало известно о желании Исака уйти. Он не принял участия ни в одном из предсезонных матчей и тренировался отдельно от основной команды Эдди Хау, пока противостояние продолжалось.
1 августа «Ливерпуль» направил официальный запрос на 110 миллионов фунтов совладельцу «Ньюкасла» Джейми Рубену и представителю PIF Хакобо Солису, но он был отклонён настолько решительно, что на «Энфилде» решили: повторное предложение в тот момент было бы бесполезным.
Тем не менее, некоторые в «Ливерпуле» были уверены, что в итоге им удастся подписать Исака, и показательно, что чемпионы Премьер-лиги всерьёз не рассматривали «План Б». Связи с Брадли Барколой, Родриго и Маликом Фофаной были быстро отвергнуты.
Один из руководителей «Ньюкасла» счёл то предложение «попыткой “Ливерпуля” сохранить лицо после того, как они сделали всё, чтобы дестабилизировать соперника», и был уверен, что Исака можно будет вернуть в команду. В «Ливерпуле» же были поражены тем, что предложение, близкое к рекордной для Британии сумме, некоторые сочли «насмешкой».
Пока тупик затягивался, поиски «Ньюкасла» в атаке столкнулись с новыми проблемами — Бенжамин Шешко из «РБ Лейпциг» предпочёл перейти в «Манчестер Юнайтед».
Исак не приехал на церемонию награждения Профессиональной футбольной ассоциации в Манчестере 19 августа, хотя был включён в символическую сборную сезона АПЛ. Но, понимая, что время уходит, он впервые публично заявил о своём разочаровании. В заявлении в Instagram он написал, что данные ему «обещания» были нарушены, а версия событий, представленная публично, «не отражает того, что на самом деле было сказано и согласовано за закрытыми дверями». Он заключил: «когда доверие утеряно, отношения продолжаться не могут».
Ошеломлённый «Ньюкасл» через три с половиной часа ответил не менее громким заявлением, в котором говорилось, что «ни один представитель клуба никогда не давал обязательств», что Исак сможет уйти этим летом. В нём добавлялось, что «условия для продажи этим летом не сложились» и «мы не ожидаем, что они будут выполнены», но оставлялась возможность для примирения.
Несмотря на поздний час в Эр-Рияде, в подготовке текста участвовали представители PIF. Под «условиями» понималось подписание двух нападающих, как минимум один из которых должен был быть уровня Лиги чемпионов, а также получение предложения по Исаку, близкого к их оценке — около 150 миллионов фунтов.
В последующие дни руководство клуба лишь усилило риторику, заявляя, что они не позволят «заставить себя» продать игрока, особенно учитывая сигнал, который это могло бы послать другим звёздам — таким как Бруну Гимарайнш, Энтони Гордон, Сандро Тонали и Тино Ливраменто. Но в реальности надежды вернуть Исака таяли.
Хау действовал осторожно: держал игрока подальше от команды, чтобы тот не отвлекал остальных, но при этом не критиковал его открыто и публично говорил, что Исак сможет вернуться в состав после закрытия трансферного окна.
Однако в приватных беседах даже сам Хау всё больше чувствовал, что вернуть Исака будет крайне сложно, а удержание его против воли может обернуться для «Ньюкасла» вредом в сезоне. На одной из пресс-конференций он признал, что противостояние превратилось в «ситуацию без выигрыша» для клуба.

Хау также было тяжело наблюдать, как Эдвардс и Хьюз, с которыми он дружил ещё со времён «Портсмута» два десятилетия назад, возглавили охоту за Исаком.
Хотя признавалось, что определённое напряжение из-за чувствительности сделки и высоких ставок действительно было, старшие фигуры в обоих клубах настаивают: разговоры о разрыве отношений преувеличены. На «Энфилде» уверяют, что их совесть чиста в том, как они вели переговоры по Исаку, и указывают на то, что проблемы между «Ньюкаслом» и игроком начались ещё до того, как «Ливерпуль» сделал свой ход.
В конечном счёте обе стороны сходятся на том, что интерес «Ливерпуля» объяснялся исключительно деловыми причинами, и сам Хау это признал, сказав на пресс-конференции 22 августа: «Это не личное. Это профессиональное».
Эмоции, безусловно, зашкаливали в преддверии матча Премьер-лиги между клубами на «Сент-Джеймс Парк» 25 августа.
Атмосфера была враждебной: болельщики хозяев обвиняли «Ливерпуль» в том, что они дестабилизировали их звезду, а сам Рубен перед стартовым свистком даже написал в X: «Вперёд, на них». Пост вскоре удалили после того, как Гордон получил красную карточку за грубый подкат против Вирджила ван Дейка. «Ньюкасл», оставшись вдесятером, отыгрался с 0:2 до 2:2, но юниор «Ливерпуля» Рио Нгумоха забил победный мяч в компенсированное время.
И этого было бы достаточно для драмы, но раньше в тот же день делегация PIF во главе с Ясиром аль-Румайяном, а также Рубеном и Солисом посетила дом Исака в Нортумберленде, пытаясь найти решение. Сообщение от игрока вновь было однозначным: Исак не намерен больше играть за «Ньюкасл».

Публичная позиция «Ньюкасла» оставалась жёсткой, но в приватных разговорах ситуация постепенно менялась. Всё яснее становилось, что перспектива иметь недовольного Исака, находящегося в конфликте с клубом и отказывающегося играть, неустойчива. Внезапно трансфер в «Ливерпуль» начал казаться наименее плохим исходом — что означало необходимость подписания двух нападающих.
Стив Никсон, руководитель селекционного отдела «Ньюкасла», этим летом занимался исходящими трансферами клуба, но переговоры по Исаку он не вёл. Когда обсуждения возобновились в середине прошлой недели, сделка велась уже на уровне владельцев, и со стороны «Ливерпуля» важную роль играл Эдвардс при поддержке Хьюза и технического директора FSG Джулиана Уорда. Агент Исака Владан Лемич активно участвовал в переговорах, выступая посредником, выясняя условия и помогая достичь компромисса.
Направление стало особенно очевидным в прошлый четверг, когда «Ньюкасл» согласовал сделку на 70 миллионов фунтов за нападающего «Штутгарта» Ника Вольтемаде после того, как два их предложения по Йоргену Странд Ларсену из «Вулверхэмптона» были отклонены.
Даже несмотря на то, что оба клуба продолжали настаивать, что никакая сделка не близка и переговоры не ведутся, «Ньюкасл» тайно готовился к возможному исходу. Банки узнали, что клуб ищет способы профинансировать значительную часть из 130 миллионов фунтов, которые они рассчитывали выручить с продажи Исака, чтобы получить как можно больше средств авансом.
Обычно клуб-продавец получает часть суммы сразу, а остальное — в течение нескольких лет, и потому старается взять кредит в банке, чтобы ускорить поступление денег. В данном случае это означало, что «Ньюкасл» рассматривал вариант кредита, который был бы обеспечен будущими выплатами от «Ливерпуля».
Хотя некоторые фигуры в обоих клубах уже были уверены, что сделка состоится, источники The Athletic отмечают: сохранялась нервозность, успеют ли её окончательно оформить до дедлайна в понедельник.

В субботу «Ливерпуль» был раздражён сообщениями о том, что трансфер уже завершён, назвав их «ложными и вводящими в заблуждение». В какой-то момент на выходных внутри клуба даже считали, что подписание Марка Гэи из «Кристал Пэлас» вероятнее, чем переход Исака, указывая на решение «Ливерпуля» не отпускать Харви Эллиота до понедельника как доказательство того, что они всё ещё не были на сто процентов уверены в приезде Исака.
Однако сделка всё же была окончательно согласована после 22:00 в воскресенье вечером, сразу после победы «Ливерпуля» над «Арсеналом» со счётом 1:0. Для «Ньюкасла» она оценивается в 130 миллионов фунтов благодаря солидарным выплатам, а для «Ливерпуля» — в 125 миллионов (разница объясняется более подробно в отдельном материале).
В «Реал Сосьедад» сообщили, что они рассчитывают получить от сделки от 9,5 до 10 миллионов евро благодаря положенной им доле в 10 процентов от капитальной прибыли (разницы между их продажей за 60 миллионов и продажей «Ньюкасла») и компенсации за подготовку игрока.
Таким образом, «Ливерпуль» завершил самое дорогостоящее трансферное окно в своей истории, потратив более 400 миллионов фунтов, хотя более половины этой суммы будет компенсировано за счёт продаж. «Ньюкасл» также получил второго нападающего в последний день трансферного окна, согласившись заплатить «Брентфорду» 55 миллионов фунтов за Йоана Виссу.
В понедельник утром «Ливерпуль» отправил автомобиль, чтобы забрать Исака с северо-востока Англии и доставить на тренировочную базу в Киркби. Там он прошёл первую часть медосмотра, а вторую часть провёл неподалёку, вне базы. Большинство его новых партнёров уже уехали в расположение сборных, но его тепло встретил Джереми Фримпонг, который занимается реабилитацией в спортзале после травмы подколенного сухожилия.
Так как Исак не играл с прошлого сезона и тренировался в одиночку, его первой задачей станет восстановление физической формы, но время, проведённое со сборной Швеции, должно помочь, и он надеется быть готовым дебютировать против «Бернли» 14 сентября.

С добавлением Исака к атакующей линии, в которой уже есть Экитике, Салах, Коди Гакпо, Федерико Кьеза, Флориан Вирц и Нгумоха, у Слота настоящий избыток ресурсов.
«Я хочу творить историю, хочу выигрывать трофеи, — сказал Исак в интервью клубу. — В конце концов, это моя главная мотивация. Я чувствую, что это идеальное место для моего дальнейшего роста и чтобы вывести свою игру на новый уровень».
Он назвал это «долгим и непростым летом». В итоге он добился своего, «Ньюкасл» получил рекордную сумму, а «Ливерпуль» — своего нападающего под номером 9.