Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Лазерные ракеты против дронов: новое оружие ВВС США на Ближнем Востоке

Лазерные ракеты против дронов: новое оружие ВВС США на Ближнем Востоке

Лазерные управляемые ракеты стали основным оружием ВВС США против дронов на Ближнем Востоке

Лазерные управляемые 70-мм ракеты Advanced Precision Kill Weapon System II (APKWS II) стали главным средством ведения воздушного боя против дронов для ВВС США на Ближнем Востоке. Истребители F-16 Viper в этом регионе начали использовать их по такой роли ещё в прошлом году — об этом первыми сообщили в TWZ — и теперь эта возможность расширена и на F-15E Strike Eagle, и на штурмовики A-10 Warthog.

«Это наше основное оружие против дронов», — заявил генерал-лейтенант ВВС США Дерек Фрэнс, командующий Air Forces Central (AFCENT), высшим командованием ВВС в регионе, в интервью Ховарду Алтману из TWZ на полях конференции Air & Space Forces Association’s 2025 Air, Space, and Cyber Conference. — «Мы уже сбили с его помощью множество дронов».

На уточняющий вопрос представитель AFCENT не смог назвать точное количество уничтоженных дронов, но описал их как «десятки».

На фото: пара F-16C Viper, вооружённых блоками с ракетами, а также ракетами «воздух-воздух» AIM-120 и AIM-9, летит где-то над Ближним Востоком, август 2025 года.
На фото: пара F-16C Viper, вооружённых блоками с ракетами, а также ракетами «воздух-воздух» AIM-120 и AIM-9, летит где-то над Ближним Востоком, август 2025 года.

Изначально созданные для поражения наземных целей, ракеты APKWS II состоят из трёх основных частей: 70-мм ракетного двигателя в хвостовой части, одной из нескольких стандартных боевых частей спереди и лазерного модуля наведения между ними. ВВС США впервые объявили о том, что продемонстрировали возможность применения APKWS II по воздушным целям — включая дозвуковые крылатые ракеты и дроны — ещё в 2019 году. Об этом первыми сообщили в TWZ.

Оптимизированная для применения «воздух-воздух» версия, получившая обозначение AGR-20F и также известная как Fixed Wing, Air Launched, Counter-Unmanned Aircraft Systems Ordnance (FALCO), была разработана позднее. Конфигурация FALCO включает неконтактный взрыватель и изменения в алгоритмах наведения и сенсоров боеприпаса.

В разговоре с Ховардом Алтманом генерал Фрэнс отметил ключевые преимущества AGR-20F по стоимости и вместимости боекомплекта по сравнению с традиционными ракетами «воздух-воздух», такими как AIM-120 AMRAAM и AIM-9X Sidewinder. Эти моменты TWZ неоднократно подчеркивали в своих прошлых материалах об использовании этих ракет в роли перехватчиков воздушных целей.

Секция наведения APKWS II стоит от 15 000 до 20 000 долларов, а ракетный двигатель и боевая часть добавляют к цене ещё несколько тысяч. Для сравнения: современные AIM-120 стоят около 1 миллиона долларов за единицу, а AIM-9X — примерно 450 000 долларов.

Кроме того, самолёты ВВС США запускают APKWS II из семизарядных блоков, а отдельные пилоны на F-16C, F-15E и A-10 могут одновременно нести несколько таких блоков. Strike Eagle, например, способен разместить до 42 ракет в шести блоках всего на двух узлах подвески, при этом сохраняя возможность нести ещё восемь ракет «воздух-воздух», что видно на фото ниже.

1 473

Фрэнс также подчеркнул ценность APKWS II, общаясь с TWZ и другими изданиями на круглом столе в рамках конференции Air, Space, and Cyber. Комментарии командующего AFCENT прозвучали в ответ на вопросы о том, как экипажи F-15E безуспешно пытались сбить иранские дроны, направлявшиеся в сторону Израиля, с помощью высокоточных бомб Laser Joint Direct Attack Munition (LJDAM) в ночь с 13 на 14 апреля 2024 года. В ту ночь Иран запустил массированный залп дронов и ракет по израильским целям, и силы США активно участвовали в ответных действиях. TWZ первыми сообщили о попытке использовать LJDAM в качестве оружия «воздух-воздух» — информация поступила из интервью на конференции с членами 494-й истребительной эскадрильи, которые непосредственно участвовали в операции. Ранее уже широко сообщалось, что американские истребители в апреле прошлого года исчерпали запас ракет, преследуя десятки иранских дронов, и были вынуждены садиться для дозаправки и перезарядки, пока угрозы всё ещё находились в воздухе.

«Так это было в ночь с 13 на 14 апреля [2024 года], и у самолёта просто не осталось ракет. Он выпустил весь свой боекомплект, сбил кучу дронов, и единственное, что у него осталось, — это GBU-54, то есть JDAM с лазерным наведением, который на самом деле не предназначен для воздушных целей», — сказал Фрэнс. «Экипаж уже возвращался — собирались заправиться и перезарядиться, и они решили: “Ну вот, нашли ещё один, давайте попробуем — может, сработает”, но бомба буквально чуть-чуть промахнулась».

«Это было: “Вот и всё, что у нас есть”», — добавил он. «Если бы они могли опустить окно и бросить в него камни, они, наверное, так бы и сделали».

«Проблема оружия “воздух-земля” в том, что оно должно попасть прямо в цель, как при обычном ударе, тогда как оружие “воздух-воздух” имеет так называемый неконтактный взрыватель: если оно подлетает достаточно близко, оно срабатывает, взрывается и уничтожает дрон», — пояснил командующий AFCENT. «В тот раз не получилось, но это своего рода импровизация на ходу. Если бы в той же ситуации F-15 имел на борту блоки APKWS — то есть FALCO или AGR-20F — у него был бы достаточный боезапас, чтобы просто выстрелить одной из этих ракет. Это тоже лазерное управляемое оружие, но меньшего размера, и у него есть неконтактный взрыватель, так что если ракета пролетает достаточно близко, она уничтожает цель».

На фото: боевая часть 70-мм ракеты с неконтактным взрывателем, как на AGR-20F, рядом со стандартной фугасной боевой частью с ударным взрывателем.
На фото: боевая часть 70-мм ракеты с неконтактным взрывателем, как на AGR-20F, рядом со стандартной фугасной боевой частью с ударным взрывателем.

Фрэнс также отметил, что интеграция AGR-20F на F-15E, которая была проведена после событий 13–14 апреля прошлого года, была, что неудивительно, в значительной степени продиктована запросами с оперативных подразделений.

«Запросы идут прямо с поля боя, они быстро поступают, их приоритизируют в тестовом сообществе, и всё происходит гораздо быстрее, потому что есть острая потребность. Так что AGR-20F — это то, что F-16 использует уже довольно давно, так как он несёт этот блок, и всё свелось к настройке оружия», — пояснил он. «Для F-15 обычно этот блок не используется, поэтому потребовалось немного больше времени, чтобы всё реализовать».

На фото: ещё один кадр с F-16C, действующими на Ближнем Востоке. Самолёт на заднем плане оснащён вооружением, включающим два блока ракет под правым крылом.
На фото: ещё один кадр с F-16C, действующими на Ближнем Востоке. Самолёт на заднем плане оснащён вооружением, включающим два блока ракет под правым крылом.

«Но тут всё упирается в глубину боекомплекта, — пояснил он снова. — То есть в количество боеприпасов, которые вы можете выпустить в воздух. Если вы сталкиваетесь с большим роем дронов, вы можете поразить их с помощью AGR-20F, а не тратить на них бомбы».

Полковник ВВС Тимоти «Дизель» Кози, нынешний командир 494-й истребительной эскадрильи, который участвовал в одной из попыток сбить иранский дрон с помощью LJDAM в прошлом году, также подчеркнул особую ценность оптимизированных для задач «воздух-воздух» APKWS II для экипажей F-15E в упомянутом интервью TWZ.

«Это была попытка “спасения в последний момент” [с LJDAM]. А мы ведь не для того, чтобы спасаться в последний момент, верно?» — сказал Кози. «И они потратили время и деньги, чтобы дать нам [сообществу F-15E] именно то оружие, которое подходит для такой цели. И это было куда важнее».

На фото: F-15E запускает ракету APKWS II во время тестовых стрельб.
На фото: F-15E запускает ракету APKWS II во время тестовых стрельб.

«Это действительно отличное оружие. Оно уже давно используется на A-10 и F-16. Оно недорогое. Теперь его можно применять по воздушным целям», — продолжил он. «Особенно сейчас, когда у нас в задней кабине есть “виззо” [WSO; офицер вооружения] и мы находимся в кабине Strike Eagle, имея концепцию двух человек, мы можем занять правильную позицию и вести ракету по цели до самого конца — это всё, что я мог бы пожелать для такого боя. И они такие компактные, что мы можем нести 42 ракеты на одном Strike Eagle — это просто невероятно».

В то же время, «за всё приходится платить», отметил он. «Так что нам приходится уменьшать запас топлива. Поэтому мы должны, ну, следить за нашим местоположением и управлять заправщиками и всем этим».

Также стоит отметить, что APKWS II теперь имеет боевое подтверждение своей эффективности в роли оружия «земля-воздух» против дронов — эта возможность впервые была продемонстрирована в боевых условиях в Украине. Это ещё одна способность, которую американские военные также стремятся внедрить, пусть пока и в ограниченном масштабе, в том числе на Ближнем Востоке. Лазерные управляемые ракеты всё ещё активно применяются как боеприпасы «воздух-земля» и могут использоваться и в роли «земля-земля».

Для APKWS II также разрабатывается система комбинированного наведения, в которую добавлен инфракрасный искатель, чтобы расширить возможности ракеты в роли «воздух-воздух».

1 477
На изображении: макет системы комбинированного наведения, разрабатываемой для APKWS II.

TWZ ранее отмечали, что число воздушных платформ, способных применять APKWS II в роли оружия «воздух-воздух», вероятно, будет только расти на фоне её успешного применения на Ближнем Востоке. Истребители ВМС США F/A-18E/F Super Hornet остаются логичным кандидатом для будущей интеграции. Американские союзники и партнёры также обращают внимание на эту систему, и рассматривается возможность добавления её в арсенал Eurofighter Typhoon.

Текущий статус APKWS II как основного боеприпаса ВВС США против дронов на Ближнем Востоке лишь усиливает акцент на её ценности в этой роли.

Подпишитесь на нашу рассылку

Будьте первыми, кто узнает последние обновления