Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Первый боевой сброс дрона Kizilelma

Первый боевой сброс дрона Kizilelma

Kizilelma провёл первые испытания с боевыми пусками

Испытания с боевыми пусками Kizilelma состоялись спустя несколько дней после тестов на подвеску боеприпасов TOLUN и TEBER-82. Беспилотный летательный аппарат Baykar Kizilelma достиг очередной вехи, когда во время первых испытаний с боевыми пусками сбросил два инертных боеприпаса — планирующую бомбу TOLUN и управляемую бомбу TEBER-82, — как объявила турецкая компания 8 октября 2025 года. Новый этап последовал сразу после испытаний на подвеску, проведённых с конца сентября по начало октября.

Видеозапись, опубликованная компанией, показала прототип Kizilelma с бортовым номером TC-OZB3 (третий прототип, или PT-3), выполняющий два различных вылета — по одному для каждого типа боеприпаса — с центра лётной подготовки и испытаний в Чорлу. Дрон нёс одну бомбу TOLUN на четырёхместной пусковой установке SADAK-4T под левым крылом и одну TEBER-82 под каждым из крыльев.

Оба боеприпаса, которые являлись инертными моделями, поразили отмеченные цели на земле после того, как оператор с земли дал команду на их сброс с многоэкранной консоли управления. Каждый успешный удар вызвал волну ликования и радости в зале управления.

На видео также были показаны кадры с электрооптической (EO) системы беспилотника Akinci, который традиционно используется для записи полётов Kizilelma. Быстрый прогресс аппарата совпал с визитом итальянских военных и политических представителей, а также делегации компании Leonardo в Национальный технологический центр Bayraktar 6 октября, где им были продемонстрированы Kizilelma и Akinci. Обе компании создали совместное предприятие с равными долями участия — LBA Systems — после того, как Baykar приобрёл итальянскую Piaggio Aerospace.

TOLUN и TEBER-82

Бомба TOLUN от Aselsan впервые была интегрирована с Akinci в 2022 году, после чего компания также интегрировала на неё интеллектуальную пневматическую четырёхместную подвеску SADAK-4T для ношения четырёх таких боеприпасов. TOLUN использует систему наведения GPS/INS против мягких и укреплённых целей. Её боевой заряд разработан Tübitak SAGE.

1 290
TOLUN

9 августа 2024 года бомба TOLUN была сброшена UCAV Akinci по плавающей цели в море. Затем, 13 января 2025 года, АНКА III впервые сбросил её из внутренних отсеков. До сброса TOLUN из внутренних отсеков АНКА III совершил свои первые вооружённые вылеты с TEBER-82 1 сентября 2024 года, неся управляемый боеприпас под левым крылом.

1 289
TEBER-82

Aselsan также разрабатывает вариант с ИИР-приёмником (Imaging Infrared) для поражения движущихся целей и неназванный «наземный вариант с гибридным ракетным двигателем Delta-V». Первый будет использовать подвесной контейнер, чтобы сохранить пилота «в курсе» действий.

Наменованный наземный вариант подразумевает пуск с РСЗО (реактивной системы залпового огня), подобной TRG-230. Это похоже на американскую GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb), которая запускает модифицированную GBU-39 SDB с пусковой установки HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System).

Кадр из видео Baykar, показывающий сброшенную Tolun дрона Kizilelma в его первом вылете.
Кадр из видео Baykar, показывающий сброшенную Tolun дрона Kizilelma в его первом вылете.

Кит TEBER, похожий на JDAM, описывается как «кит с крылами для наведения», который превращает бомбы Mk-81 и Mk-82 в управляемые боеприпасы с двойным лазерным и GPS-наведением.

Будущее в роли CCA для GCAP и Турции

Испытания с боевыми пусками TOLUN и TEBER-82, по-видимому, указывают на то, что Kizilelma, который в основном позиционировался как совместимый боевой «лояльный ведомый» для отечественного истребителя Kaan, также будет иметь полезность в ударных задачах по земле. Kizilelma была показана на выставке IDEF25 в июле 2025 года с ARAT 100 IRST (Infrared Search and Track) от Aselasan на верхней части носа и TOYGUN 100 EOTS (Electro-Optical Tracking System) под передней частью фюзеляжа, что предполагает, что такая конфигурация рассчитана на будущие прототипы или серийные модели.

Пока что мы ещё не видели испытаний Kizilelma по переноске в подвешенном состоянии турецких ракет Bozdoğan (ближнего радиуса действия) и Gökdoğan (за пределами визуальной дальности), что было бы более согласованно с её ролью воздушного боевого БПЛА. Дополнительно предыдущие заявления представителей Leonardo и Baykar прямо намекали и упоминали, что CCA для будущих самолётов шестого поколения является одной из «задач», над которыми будут работать обе компании.

Кадр, показывающий планирующую бомбу Tolun, поражающую отмеченную цель.
Кадр, показывающий планирующую бомбу Tolun, поражающую отмеченную цель.

Способность применять авиационные боеприпасы по наземным целям также может быть использована для задач SEAD/DEAD (подавление/уничтожение противовоздушной обороны противника), причем для этой миссии предполагается множество концептуальных вариантов CCA. UCAV ANKA III, который также планируется в роли CCA для Kaan, был сфотографирован с многоцелевыми боеприпасами, такими как Şimşek (Молния) и более производительным Süper Şimşek (Супер-Молния).

Некоторые турецкие оборонные издания заявляли, что он может быть использован для ролей по «убийству» радаров. Однако до сих пор далеко не ясно, будет ли этот боеприпас интегрирован с Kizilelma.

Если это не классические ААМ или боеприпасы для SEAD/DEAD, Kizilelma может применять и другие, меньшие и более дешевые дроны-обманки, примерно по размеру с TOLUN, предназначенные для роя и подавления радиолокационных средств противника. Либо сама TOLUN может быть использована в задачах SEAD/DEAD, если Aselsan также решит разработать вариант с радиочастотным приёмником.

Тем не менее Великобритании, Италии и Японии потребуется оперативно развернуть проект CCA для их концепции GCAP, первый демонстратор которой планируется поднять в воздух к 2027 году. Готовая конструкция существенно сокращает сроки разработки и принятия на вооружение, особенно учитывая мрачные перспективы конкурирующей франко-германо-испанской программы FCAS (Future Combat Air System).

Kizilelma сбрасывает TEBER-82 во втором вылете с боевыми пусками.
Kizilelma сбрасывает TEBER-82 во втором вылете с боевыми пусками.

Восхождение Турции

Нельзя исключать реальную возможность того, что Kizilelma, или по крайней мере сильно «европеизированный» её производный вариант, в будущем будет действовать бок о бок с истребителем GCAP. Турция также закладывает основы зарождающихся оборонно-коммерческих отношений с Японией, ещё одной страной-участницей GCAP.

Однако это может быть отдельным проектом от GCAP и вместо этого представлять собой просто стремление Токио к альтернативным и более дешёвым БПЛА классов MALE и HALE для обширных морских районов западной части Тихого океана. В конце сентября министр иностранных дел Турции Хакан Фидан также заявил, что представители США неофициально интересовались, сможет ли Baykar открыть завод по производству дронов в США перед встречей президентов Дональда Трампа и Реджепа Тайипа Эрдогана.

Потрясающий подъём Анкары как авиационно-космической и дроновой державы дал ей честь стать небольшой, но усиливающей своё влияние средней державой, которой удалось пробиться на строго охраняемые военные рынки стран G7.

Подпишитесь на нашу рассылку

Будьте первыми, кто узнает последние обновления