
План Трампа: как двое авантюристов чуть не продали Украину
Анатомия дипломатической аферы
То, что сейчас преподносится как «план Трампа по урегулированию в Украине» — это на самом деле продукт Кремля, который два непрофессионала пытались протащить через Белый дом. Вот как это происходило.
Как всё начиналось
После того, как Трамп ввёл серьёзные санкции против Роснефти и Лукойла, Кремль забил тревогу. В Майами прибыл Кирилл Дмитриев — специальный посланец Путина, известный как «проксигарх» (новый термин для обозначения людей, решающих любые вопросы для Кремля). С собой он привёз болванку плана.
В Майами Дмитриев встретился со Стивом Витковым — девелопером, абсолютным дилетантом в геополитике. Два непрофессионала сидели и «мусолили бумажку», как выразился один из аналитиков. Позже к ним подключился Джаред Кушнер.
Умеров как полезный идиот
Ключевым моментом стало привлечение украинского министра обороны Умерова. Когда ему показали документ, который любой эксперт сразу назвал бы катастрофой для Украины, Умеров, по данным американских и британских СМИ, «увидел в нём положительные моменты». Эта фраза стала золотой для авантюристов.

С этими словами Витков отправился к Трампу, который находился в возбуждённом состоянии из-за требований Конгресса раскрыть файлы Эпштейна. Витков заявил президенту: «У нас план прекращения огня, Нобелевская премия почти в кармане. Мы согласовали его с российской стороной и с украинской стороной».
Трамп кивнул головой в знак одобрения.
Нарушение всех процедур
Критически важный момент: ни одно государственное ведомство США, которое должно участвовать в обсуждении важнейшего международного договора, не было привлечено. Не было никакого межведомственного обсуждения с участием Госдепартамента, Совета национальной безопасности, Пентагона или ЦРУ.
По американским правилам, любое иностранное предложение о договоре должно пройти определённую процедуру через соответствующие инстанции. Ничего этого не было.
Трагикомический эпизод с Twitter

Документ сначала слили через журналиста Барака Равида, работающего на израильское издание и Axios. Он опубликовал статью и сообщил об этом в Twitter.
Затем произошло невероятное. Витков, видимо думая, что пишет в личные сообщения, под постом Равида написал публично: «Это поступило ему от К». Через несколько минут все поняли, что К — это Кирилл Дмитриев. Витков быстро удалил запись, но было уже поздно — скриншоты разлетелись по всем СМИ.
Попытки прикрыть провал
Началась паника. Представители Белого дома стали анонимно «сливать» информацию, пытаясь показать, что это американский проект. Говорили, что последний месяц госсекретарь Рубио тихо работал с Витковым над документом. Упоминали «тень Кушнера».
Но Рубио это надоело. Он сделал официальное заявление: это не план, а просто идеи для обсуждения. Многие стороны сейчас выдвигают мысли, как урегулировать войну. Это единственная официальная позиция американского государственного ведомства.
Секретарь армии как курьер

Секретарь армии США Дрискол с двумя четырёхзвёздными генералами уже должен был лететь в Киев по запланированному визиту для обсуждения дронов и военного сотрудничества. Ему срочно дали этот документ и сказали официально представить его украинской стороне как американский план.
Дрискол ничего не понимал в политической и дипломатической стороне украинского вопроса. Для него устроили круглосуточные брифинги, за 24 часа погружая в тему. По некоторым данным, в Киеве он признался (или проговорился), что бумажка исходит от России.
Содержание «плана»: 28 пунктов позора
Документ представлял собой 28 пунктов, которые аналитики назвали «позорищем безграмотных дегенератов». Для сравнения: аналитический центр RAND Corporation подготовил доклад на 145 страницах только по одному вопросу — как организовать демилитаризованную зону после перемирия.
В плане Виткова-Дмитриева этот же вопрос решался одной строкой: «Гарантируется безопасность Украины. Точка.»
По расчётам RAND, для обеспечения демилитаризованной зоны живой силой потребовалось бы 300 тысяч военнослужащих. Поэтому предлагалось использовать технические средства с искусственным интеллектом. В «плане из 28 пунктов» об этом — ни слова.
Реакция Европы: шок и ужас
Европейцев вообще не консультировали при подготовке документа. Для них это было как гром среди ясного неба. Ознакомившись с содержанием, они пришли в ужас.
Тимоти Снайдер, один из виднейших политологов современности и большой друг Украины, назвал это «катастрофой мирового масштаба, которая уничтожает международно-правовой фундамент, на котором держится весь мир».
Бывший представитель США при НАТО Даглас Лют прямо написал: «Это катастрофа. Её нельзя допустить никоим образом».
Некоторые европейские аналитики заявили, что документ фактически лишает Украину суверенитета.
Украинская власть вносит «критическую» поправку
К вечеру появились сообщения, что украинская сторона внесла «серьёзное изменение» в проект. Казалось бы, речь пойдёт о территориях или гарантиях безопасности?
Нет. Украинскую власть больше всего возмутил пункт о том, что после окончания войны будет проведён всеобъемлющий аудит помощи, полученной Украиной за время войны.
Представители украинской власти потребовали изменить этот пункт на следующую формулу: «По окончании войны участвующие стороны попадут под амнистию и не будут преследоваться ни за какие преступления, совершённые во время войны».
Таким образом, украинская власть одной поправкой решила для себя главный вопрос — получила амнистию. Теперь, как бы ни закончилась война, какие бы территории ни пришлось отдать, эти люди выходят из войны минимум со 100 миллионами долларов (о которых уже известно) плюс полная амнистия. И это без расследований воровства в Министерстве обороны.
Ультиматум Трампа
Ситуация развивалась по следующему сценарию. Месседж Трампа украинской стороне был прост: «Вы подпишете всё, что я вам скажу, а мне говорит Путин. Этот проект — рашинский, даже Дрискол должен был вам сказать об этом. Мне говорит Путин, я говорю вам, вы подписываете. Если нет — вы идёте в тюрьму».
Трамп открыто пригрозил: если до 27-го числа украинская сторона не подпишет план, он остановит военную помощь и помощь разведывательной информацией. Особенно критична разведывательная информация — Европа на данном этапе адекватно заменить США в этом вряд ли сможет.
Основные пункты «плана»




Территории
Россия требует:
- Крым, Луганск, Донецк отходят России де-факто с международным признанием
- На Донбассе Украина отводит войска с 15% территории, контролируемой сейчас ВСУ
- Россия не вводит туда свои войска — создаётся демилитаризованная зона
- По Запорожской и Херсонской областям — заморозка на линии соприкосновения
- Россия, возможно, даже подвинется вглубь для создания демилитаризованной зоны
Вооружённые силы
- Украина сокращает ВСУ до 600 тысяч человек (сейчас около 850 тысяч, до войны было 250 тысяч)
- Ограничения по убойной силе и дальности оружия — чтобы не долетало до Москвы и Петербурга
- Истребители Украины размещаются на территории Польши (речь, видимо, об F-35 — носителях тактического ядерного оружия B61-12)
Гарантии безопасности
Изначально — одна строка. К вечеру появилась новая редакция, которая выглядит лучше, чем пятая статья устава НАТО.
По новой версии: при нападении на Украину президент США немедленно вступает в контакт со странами НАТО и решает вопрос о действиях. В одних источниках говорится о «любых действиях, вплоть до военных». В других — только о разведывательной информации и логистической помощи.
Это ключевой вопрос. Если он не будет решён фундаментально до 27-го числа, подписание документа в нынешней редакции лишит Украину будущего полностью.
НАТО и международный порядок
- Россия берёт обязательство не вторгаться в страны НАТО
- НАТО не движется дальше в сторону России
- Украина не входит в НАТО
- Вопрос о Финляндии и Швеции (уже вступивших в НАТО за время войны) не поднимается — «прошляпил Путин»
Это намного меньше того, что требовала Россия в ноябре 2021 года (откат НАТО к границам 1997 года). Но это даст Путину возможность сказать своим: «Я остановил НАТО».
Санкции и экономика
Россия хочет:
- Вернуться на мировую арену
- Постепенно снимать санкции
- Восстановить торговлю нефтью и газом
- Получить доступ к кредитам
При этом российская экономика уже испытывает жесточайшее напряжение. К концу 2026 года она могла бы рухнуть. Вместо этого агрессору подают пальму первенства.
Международно-правовая катастрофа
Любое соглашение, подписанное под давлением, которое деформирует волю одной из сторон, потенциально нелегитимно. Соглашение должно представлять свободную волю обеих сторон. Иначе это грабительский договор, который рано или поздно становится источником новой катастрофы.
За оказание такого давления на жертву агрессии, действуя фактически на стороне агрессора (против которого были две резолюции Генеральной Ассамблеи ООН), Нобелевские премии не дают. Это позорнейшее пятно на администрации.
Что должна делать Украина
1. Не подписывать до 27-го числа.
Затянуть, обсуждать, консультироваться с европейцами. Найти выход, достучаться до Трампа, показать, как его одурачили. Фактура налицо, европейцы могут помочь.
2. Вести себя вежливо, но твёрдо.
Благодарить Трампа за мирные инициативы, но не отходить ни на миллиметр от принципа: никаких решений без Украины и никакого давления извне.
3. Разделить две линии.
Дружеские отношения с союзниками в Конгрессе, с профессионалами в Госдепартаменте и Пентагоне — это одно. Осторожность с окружением Трампа (Кушнер, Витков, Дмитриев) — это другое. Эти люди не могут быть каналом для серьёзных переговоров.
4. Зафиксировать принципы.
Украина поддерживает любые инициативы США, но только те, что соответствуют интересам Украины и международному праву.
Нужен документ из четырёх принципов урегулирования. Первый пункт: международное право (Устав ООН, Хельсинкские соглашения). Этот пункт убивает все аферы, которые Россия пытается провернуть.
5. Усилить работу с Европой.
Максимально — с Францией, Британией и Польшей. Европа возмущена тем, что её убрали от решения вопроса, где она должна играть важную роль.
6. Действовать проактивно.
Не реактивно, а проактивно. Сформировать и предъявить свой украинский план мира с пунктом первым — на основе международного права. Китай, кстати, твёрдо стоит на этом принципе и может стать союзником в этом вопросе.
7. Не участвовать в пиар-игре.
Не вовлекаться в шум, не реагировать на провокации, не поддаваться на американские качели. Сейчас идёт борьба не за территории, а за глобальное восприятие: куда идёт мир — к справедливости или к катастрофе.
Смена команды переговорщиков
Критически важно: те люди, которые ведут сейчас от имени Украины переговоры, находятся под ультиматумом. Им говорят: «Или подписываешь всё, что требуется, или идёшь в тюрьму». Или подписываешь и остаёшься на свободе с большими деньгами.
Очевиден выбор, который они сделают.
Верховная Рада должна собраться. Нужны люди, которые в сложнейшее время могут принять правильное решение. Нельзя, чтобы «вороватые ларёчники с замашками мародёров» руководили государством в такой момент.
Историческая аналогия: Финляндия 1940 года
В Финляндии не считают, что проиграли СССР в 1940-м. Они считают, что победили — дали по зубам противнику, превосходящему их численно и материально, сохранили независимость и перспективу своего вольного пути развития.
Или Южная Корея. Три года страшной войны. В 1953 году по окончании войны она ничем не отличалась от Северной Кореи. Посмотрите, какие это разные государства сейчас.
Украина играет в долгую. За победу в этой долгой войне.
Вместо эпилога: выбор Трампа
У Трампа был выбор между двумя сценариями.
Первый: дожать Россию санкциями (она уже задрожала после санкций против Роснефти и Лукойла), добавить давление с гиперзвуковыми ракетами в Германии (подлётное время до Москвы — 6 минут), и Путин на коленях. Урегулирование с позиции силы, соответствующее международному праву. Трамп — герой исторических масштабов, возможная Нобелевская премия.
Второй: статус пособника агрессии, человека, на которого выдан ордер на арест, клоунский колпак вместо короны.
Трамп выбрал второй вариант. Почему? Видимо, в основе лежит чисто «гешефтная дипломатия», где гешефт важнее всего остального.
Заключение
Перед нами не дипломатия и не план мира. Перед нами афёра, которую затеяли два авантюриста — Дмитриев и Витков, два Остапа Бендера наших дней. С точки зрения аферы они провернули это блестяще, особенно подтянув туда Умерова.
Это скандал века. Вместо дипломатического прорыва класса Генри Киссинджера получился фарс.
Ситуация сложная, но не безнадёжная. Самое главное — никогда не опускать руки и не сдаваться. Чем острее ситуация, тем больше шансов выйти из неё на более высоком уровне.