
Большое интервью Стубба 21.09.2025
Президент Финляндии Александр Стубб заявил, что гарантии безопасности для Украины, которые обсуждаются «Коалицией желающих», вынудят европейские страны, подписавшие договор, воевать с Россией, если Москва в будущем снова начнет военные действия против Украины.
«Гарантии безопасности, по сути, являются сдерживающим фактором. Этот сдерживающий фактор должен быть убедительным, а для этого он должен быть сильным», — заявил Стабб в интервью Guardian в Хельсинки перед поездкой в Нью-Йорк на Генеральную ассамблею ООН.
Он заявил, что гарантии вступят в силу только после заключения будущего соглашения между Украиной и Россией, но подчеркнул, что у России не будет права вето в отношении их формата.
«У России нет абсолютно никакого права голоса в суверенных решениях независимого государства… Поэтому для меня не вопрос, согласится Россия или нет. Конечно, не согласится, но суть не в этом», — сказал он.
На вопрос, означают ли эти гарантии, что европейские страны готовы к военному взаимодействию с Россией в случае будущей агрессии против Украины, Стубб ответил: «В этом и заключается суть гарантий безопасности по определению».
Стубб заявил, что любые гарантии будут бессмысленны, если не подкреплены реальной силой.
«Гарантии безопасности по сути являются сдерживающим фактором, и этот сдерживающий фактор должен быть убедительным, а чтобы он был убедительным, он должен быть сильным. А это также подразумевает стратегическую коммуникацию, поэтому мы не просто даем пустые гарантии безопасности, а даём реальные гарантии безопасности, и Россия это знает», — сказал Стубб.
В последние месяцы Стубб стал ключевым игроком в мирных переговорах , наладив тесные отношения с президентом США Дональдом Трампом, в том числе благодаря игре в гольф. Благодаря его личным связям, Финляндия, население которой составляет всего 5,6 миллиона человек, смогла сыграть значительную роль в общении Трампа с европейскими лидерами. Стубб заявил, что они с Трампом по-прежнему регулярно общаются «по телефону и другими способами», и ожидает их двусторонней встречи на этой неделе.
Стубб неоднократно заявлял в этом году, что президент США начинает терять терпение в отношении президента России Владимира Путина.
Стубб сказал, что, по его мнению, прогресс есть, но «это постепенный процесс».
На вопрос о том, наступит ли момент, когда Европе придётся признать, что США не являются надёжным союзником в переговорах по Украине, Стубб ответил, что у его страны нет иного выбора, кроме как изо всех сил стараться поддерживать дружеские отношения с администрацией Трампа.
«Я считаю, что задача президента Финляндии — наладить отношения с президентом Соединённых Штатов, кем бы он ни был», — сказал Стубб.
«Внешняя политика всегда зиждется на трёх столпах: ценностях, интересах и силе. У малых государств есть только ценности и интересы… но у нас может быть влияние, а не сила. Вовлеченность лучше, чем дистанцирование, что бы ни случилось», — добавил он.
На прошлой неделе Стубб был в Киеве, где встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским, и заявил, что вернулся из поездки «уверенным» в том, что Украина может продолжать вести длительную войну, если это будет необходимо, отвергнув предположения об обратном, назвав их «фейковыми новостями».
Стубб заявил, что на этой неделе основное внимание в ООН будет уделено Палестине, но он надеется провести несколько встреч с Зеленским и другими, связанными с Украиной. Что касается гарантий безопасности, он заявил, что для предоставления им реальной силы потребуется «американская поддержка», и признал, что пока нет полного представления о том, какие обязательства готова взять на себя администрация Трампа.
Стубб признал, что в настоящее время шансов усадить Путина за стол переговоров, похоже, не так много.
«Эта война слишком масштабна, чтобы он мог её проиграть. Он совершил, пожалуй, самую крупную стратегическую ошибку в новейшей истории, определённо со времён окончания холодной войны, и провалил все свои стратегические цели. Вопрос в том, когда он сядет за стол переговоров. Надеюсь, это произойдёт скорее раньше, чем позже..»
Хорошее интервью. О реальной политике.
И мне нравится (снова), что мировые топ-политики через 3.5 года начали повторять то, что я сказал сразу после начала вторжения — о роковой ошибке Путина.
Спасибо.